Изменения в порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Федеральным законом от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ были внесены значительные поправки в порядок регистрации каких-либо изменений, касающихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований
Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ
аттестованный консультант по налогам и сборам
кандидат экономических наук
Федеральным законом от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ были внесены значительные поправки в порядок регистрации каких-либо изменений, касающихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основная часть поправок вступает в силу с 1 января 2016 года и носят серьезный характер.
Во-первых, поправки касаются порядка регистрации изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества. Раньше заявителем могло выступать лицо, чья доля отчуждалась или являлась предметом залога. Однако теперь, эта функция будет возложена на нотариуса, удостоверяющего сделку.
Заявление, подаваемое в налоговый орган для регистрации изменений такого характера, носит уведомительный характер. Подача заявления о внесении изменений в сведения об участнике, в части его доли, от имени нотариуса говорит лишь о том, что теперь не будет дробления обязанностей по сделке, а все действия будет совершать исключительно нотариус, удостоверяющий данную сделку.
Во-вторых, статья 9 будет дополнена пунктом, согласно которому по просьбе лица, выступающего заявителем, представление документов в налоговый орган может быть осуществлено нотариусом. Теперь документы подает нотариус в электронном виде со своей цифровой подписью.
Такое изменение, однозначно, позволит снизить нагрузку на налоговый орган в части непосредственной подачи и "облегчит жизнь" налогоплательщикам:
В-третьих, статья 9 также будет дополнена пунктом, детализирующим порядок проверки налоговым органом достоверности сведений, включаемых или подлежащих включению в реестр.
Таким образом, проверку представленных сведений налоговый орган будет проводить путем изучения сведений и документов; путем получения дополнительный сведений от лиц, которым могут быть известны дополнительные сведения относящиеся к рассматриваемому вопросу; путем получения дополнительных справок; путем привлечения стороннего специалиста для участия в проверке.
В-четвертых, появится возможность предоставлять возражения на регистрацию каких-либо изменений. Теперь, заинтересованному лицу предоставляется возможность письменно возразить относительно возможных изменений.
Поправки такого характера, в первую очередь, играют на руку при оформлении взаимоотношений с контрагентами – значительно облегчат всю процедуру проверки второй стороны.
В-пятых, можно обозначить отдельным блоком изменения, касающиеся места нахождения юридического лица. Процедура смены адреса местонахождения юридического лица будет делиться на 2 этапа:
1. принятие решения об изменении места нахождения, регистрация сведений об этом в реестре (пп. з.2) п. 7 ст. 7.1; п. 6 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации").
2. государственная регистрация изменения места нахождения.
Стоит отметить, что сейчас статья 17 ФЗ "О государственной регистрации" закрепляет исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Среди указанных документов не перечислено предоставление гарантийного письма или договора аренды. Однако налоговые органы зачастую требуют предоставление указанных документов. Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно: зачастую суды в первых двух инстанциях признают требования налоговых органов правомерными, но в кассации решения нижестоящих судов часто отменяются со ссылкой на то, что регистрирующий орган не вправе требовать иных документов, чем те, которые предусмотрены статьей.
Теперь же требование о подтверждении адреса будет прямо закреплено в ФЗ, что исключит споры по этому вопросу.
Относительно второго этапа процедуры смены местонахождения юридического лица закон говорит следующее: документы для регистрации изменения места нахождения не могут быть предоставлены в регистрирующий орган до истечения 20 дней с момента внесения записи о том, что юридическое лицо приняло решение о смене места нахождения.
Необходимо отметить, что процесс реформирования действующего законодательства идет полным ходом. Безусловно, изменения такого характера, о которых говорилось выше – огромный плюс, как для хозяйствующих субъектов, так и для налогоплательщиков. Однако работа по новым правилам потребует, на наш взгляд, переходного периода – значительная часть изменений нуждается в разъяснениях и комментариях контролирующих органов.