05 февраля 2016 г. состоялась практическая конференция: «НАЛОГИ: БИЗНЕС И ВЛАСТЬ. Тренды налогообложения 2016 г.»
Архитектура налогового законодательства меняется с учетом изменений, вступивших в силу с 2016 г. Основные тренды налогообложения текущего года, их влияние на деловой климат в условиях меняющихся финансово-налоговых факторов и возможности траекторий роста для компаний были рассмотрены на научно-практической конференции «Налоги: бизнес и власть. Тренды налогообложения 2016 г.», которая состоялась 05 февраля 2016 г. в НИУ «Высшая школа экономики» (Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости).
С вступительным словом к участникам конференции обратился Шамрин Александр Тихонович – Первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» и отметил, что целью конференции «Налоги: бизнес и власть. Тренды налогообложения 2016 г.» является рассмотрение перспективных задач налоговой политики на текущий год, актуальные вопросы налогового администрирования юридических лиц, ключевые изменения налогового законодательства в 2016 г., возможность управления налоговыми рисками для локализации негативных последствий для компаний.
С докладом об актуальных направлениях в налоговом администрировании юридических лиц, а также нововведениях в сфере налогообложения с 2016 г. выступил Сатин Дмитрий Станиславович– Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы, государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Начиная с I квартала 2016 года налогоплательщики смогут использовать заявительный порядок возмещения НДС, не представляя банковскую гарантию, при достижении совокупной суммы налогов 7 млрд рублей. Ранее эта сумма составляла 10 млрд рублей. Для подтверждения нулевой ставки по НДС налогоплательщику достаточно представить электронные реестры, которые уже содержат сведения из таможенных деклараций и товаросопроводительных документов.
Сатин Д.С. обратил внимание, что риск-ориентированный подход при выборе объектов налогового контроля, электронный документооборот с налоговыми органами – все это составляющие комфортной среды для предпринимательской деятельности. Особое внимание Сатин Д.С.обратил на развитие малого бизнеса. С 2016 года предприниматели смогут применять патентную систему налогообложения по 63 видам деятельности, а не по 43, как было ранее. С 2015 года субъектам Российской Федерации предоставлено право вводить двухлетние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занимающихся производственной, социальной и научной деятельностью. С 2016 года такая льгота предусмотрена и для сферы бытовых услуг.
В рамках доклада Сатин Д.С. рассказал о новой форме налогового контроля, который применяется с 1 января 2016г.– налоговый мониторинг. Налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ к своим учетным системам, а также к системам внутреннего контроля, и в то же время имеет возможность получить позицию налогового органа по налогообложению конкретной сделки.
Сатин Д.С. отметил, что в настоящее время формируется среда взаимного доверия между налоговым органом и налогоплательщиками, что направлено на повышение эффективности системы налогового администрирования.
Об особенностях основных направлений налоговой политики на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 гг. рассказал Хороший Олег Давыдович - Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, государственный советник налоговой службы РФ III ранга.
Поскольку налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, Правительство планирует ввести мораторий не только на увеличение налоговой нагрузки на экономику, но распространитьего и на неналоговые платежи, а также дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер.
Хороший О.Д. в своем выступлении сделал акценты на изменения налогового законодательства по налогу на прибыль. С 1 января 2016 года амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 тыс. руб., изменились предельные значения процентных ставок по обязательствам из контролируемых сделок, по таким обязательствам значениясоставляет от 75% до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.
Казаковцев Олег Александрович – Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам отметил, что разработчики налоговой политики на 2016 - 2018 гг. планируют внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:льготирование прибыли новых производств;стимулирование малого бизнеса через специальные налоговые режимы;освобождение авансовых платежей от косвенного налогообложения;совершенствование порядка обложения НДС; совершенствование налогообложения природных ресурсов;введение предварительного налогового контроля; противодействие минимизации налогообложения.
Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов, - подчеркнул Ушаков Дмитрий Владимирович – Член Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам. В условиях ужесточения санкций против нашей страны, падения цен на нефть, падения курса рубля, дефицита бюджетных средств, Правительство РФ планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мероприятий.
Кирьянов Артем Юрьевич – Председатель исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков, член Общественной палаты Российской Федерации в своем выступлении подчеркнул, что для бизнес-сообщества важна стабильность налогового законодательства и уменьшение налогового бремени.
Делая акцент на уровне делового климатапредприятий в условиях меняющихся финансово - налоговых факторов, Партнер консалтинговой компания ICG - Саськов Владимир Александрович подчеркнул, что одной из наиболее действенных мер поддержки экономики в условиях спада является либерализация фискального давления на бизнес. Подразумевается, что должны быть приняты меры по упрощению административных процедур, снижению налоговых ставок в отношении наиболее чувствительных точек налоговой нагрузки, ограничению контрольно-ревизионных мероприятий в налоговой сфере.
Рассматривая эффективность управления налоговыми рисками в компании в современных условиях, Дудко Дмитрий Анатольевич – Начальник управления урегулирования налоговых споров ОАО НК «Лукойл», отметил, что налоговое законодательство РФ не содержит механизма противодействия злоупотреблению правами в целях минимизации налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.
Выступление Зудина Василия Юрьевича - Заместителя руководителя рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП РФ, заместителя директора компании «Такском» было акцентировано на результатах эффективного электронного взаимодействии между налоговыми органами и бизнесом и перспективах этого сотрудничества.
Модераторами научно-практической конференции выступили Засько Вадим Николаевич – Директор ИНМиЭН НИУ ВШЭ, Школьная Татьяна Борисовна – Заместитель директора ИНМиЭН НИУ ВШЭ.Модераторы конференции обратили внимание слушателей, что наряду с необходимостью создания комфортных условий администрирования для добросовестных налогоплательщиков важной задачей остается работа по ужесточению мер, направленных на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета.
Для создания конкурентной среды и нормальных условий ведения бизнеса необходимо закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих применение налогоплательщиками «фирм-однодневок», налоговых схем с использованием офшорных компаний.
В этой связи, в качестве мер, направленных на купирование последствий экономического спада, стимулирование развития бизнеса и минимизации налоговых рисков организаций предложить Правительству РФ рассмотреть следующие выводы Конференции.
1. Оптимизировать суммарную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда (НДФЛ, страховые взносы) за счет введения стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на уровне 3-5 размеров МРОТ и снижении суммарной ставки страховых взносов до 25%. При этом в целях недопущения выпадающих доходов увеличить базовую ставку по НДФЛ и ставку страховых взносов, взимаемую сверх уровня базовой доходности.
2. Мораторий на увеличение налоговых ставок и введение новых объектов налогообложения в течение календарного года. А также на введение новых сборов, в том числе в системе ЖКХ.
3. Совершенствование системы предоставления инвестиционных налоговых кредитов.