• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Запущены новые механизмы налогового администрирования

Каков вектор налогового администрирования в 2017 году? На этот вопрос ответили на Конференции, прошедшей в Высшей школе экономики, заместитель  начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю А.С.Катяев и заместитель директора по маркетингу и рекламе компании «Такском» В.Ю.Зудин. Провели мероприятие Институт налогового менеджмента и экономики  недвижимости НИУ ВШЭ и компания «Такском» при поддержке информационного агентства «Интерфакс». Модератором конференции выступила заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости Т.Б.Школьная.

Перемены в сфере налогового администрирования налицо. Они коснулись в той или иной степени каждого налога. И особенно законодатель потрудился над налогом на добавленную стоимость. С 2015 года, то есть  с того момента, когда бизнес перешел на расширенный формат налоговой декларации по НДС, прошло восемь декларационных кампаний. И опасения налогоплательщиков по поводу того, что налоговые инспекции завалят их требованиями не оправдались. Их число по контрольным соотношениям за третий квартал 2016-го составило более 21 000, а по счетам-фактурам — порядка 123 000. Эти показатели почти вдвое меньше аналогичных за третий квартал 2015-го и в сумме составляют 10% от общего числа деклараций по НДС, а их 1 500 000, полученных ФНС России за 2016 год.

Камеральный контроль деклараций по НДС осуществляется с помощью АСК НДС-2. Все его звенья автоматизированы, в том числе обработка расхождений, которая до этого года выполнялась в ручном режиме.  

Формат декларации по НДС, включающий сведения из книг покупок и продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также риск-ориентированный подход к анализу информации, поступающей от налогоплательщиков,  были призваны повысить эффективность камерального контроля. Это и произошло. Затраты на обработку данных деклараций по НДС значительно сократились. Наблюдать за компаниями, условно поделенными на три группы риска, стало удобнее, уйти от налогов недобросовестному бизнесу гораздо сложнее.

Также в целях совершенствования администрирования в прошлом году был запущен механизм, стимулирующий предпринимателей отвечать на требования налоговых органов в электронном виде. Для  этого с начала 2016-го законодатель обязал организации направлять квитанции о получении требований о представлении пояснений,  а также документов и уведомлений о вызове в налоговый орган.

Следующим шагом были нормы Закона № 130-ФЗ, вступившие в силу в июле прошлого года, заставившие налогоплательщиков НДС обеспечить получение документов в электронном виде от налоговых органов. Заметим, для выполнения этого требования предпринимателю нужно самому или через уполномоченного представителя (УП) зарегистрироваться в Личном кабинете оператора ЭДО, а также предоставить формирующему и отправляющему отчетность УП полномочия на получение документов из налоговой инспекции.  В этой связи важно помнить: если компания меняет оператора ЭДО, УП или ключ электронной подписи, она должна обновить канал связи с налоговым органом, направив какой-либо документ или запрос через сервис ФНС «ИОН».

И уже с этого года законодатель обязал организации представлять пояснения на требования налогового органа только в электронном виде. В соответствии с Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/628@ утвержден электронный формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС.

Теперь отметим причины ошибок и расхождений при заполнении деклараций. Основной из них является одностороннее изменение реквизитов счетов-фактур при отражении в книге покупок. Также к ошибочным действиям приводит некорректное отражение  кода вида операции, ИНН контрагента или «задвоение» счета-фактуры в книге покупок.

При этом налоговые органы отменили очередность направления истребования при выявлении расхождений. Если поначалу его получал первый покупатель, только потом продавец, то теперь эти документы уходят обоим одновременно.

Очевидно, что система налогообложения становится прозрачнее. И, отвечая на вопрос — каков вектор налогового администрирования в этом году — можно уверенно сказать, что он остался прежним. Вводятся и совершенствуются лишь механизмы, его проводящие. Одним из таких стал новый порядок применения  контрольно-кассовой техники (ККТ).

Реформа по ККТ стартовала в прошлом году. Ее обозначили поправки к Закону № 54-ФЗ, вступившие в силу в прошлом году. Нормы обязали предпринимателей, использующих в работе ККТ, перейти на онлайн-кассы, и самостоятельно без посредничества центров технического обслуживания ставить их на учет в налоговые инспекции. По словам заместителя директора по маркетингу и рекламе компании «Такском» В.Ю. Зудина, у организаций появилась возможность регистрировать свои кассовые аппараты в режиме онлайн в каком-либо одном месте независимо от их числа и от того, где они находятся.

Регистрация ККТ — двухступенчатая. На первой из них пользователь ККТ обязан поставить на учет кассы нового образца в ФНС, предварительно заключив договор с оператором фискальных данных (ОФД). Затем он должен войти в Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС в разделе ККТ при помощи сертификата ключа усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной на Генерального директора компании, заполнить там регистрационную карточку, получить регистрационный номер и далее выполнить фискализацию экземпляра ККТ. На следующей ступени регистрация техники проходит уже в Личном кабинете ОФД. По данным ФНС, сегодня зарегистрировано более 20 000 кассовых аппаратов нового образца.

Итак, механизм поэтапного перехода на применение онлайн-ККТ запущен и переносов сроков не будет. И вот только что стартовал еще один этап реформы, а именно 1 февраля началась регистрация ККТ исключительно по новым правилам.

Что происходит на рынке применения контрольно-кассовой техники сегодня?  На этот и другие вопросы ответят эксперты 14 февраля на вебинаре компании «Такском».