Перспективы развития рынка многоквартирных жилых домов 2019-2024
21 февраля в Институте налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ прошла конференция, посвященная перспективам развития рынка многоквартирных домов. Участники конференции обсудили ряд вопросов, касающихся проблем рынка и потенциала для улучшения экономики проектов. Часть выводов мы приводим в данном релизе.
Исследования, аналитика.
От качества исследований и анализа собранной информации зависит качество принимаемых решений. На данный момент многие девелоперские компании практически не следят за тенденциями рынка и меняющимися предпочтениями целевой аудитории, предпочитая действовать, как действовали раньше. И это во многом объясняет большой разрыв по качеству и экономике проектов между лидерами и всеми остальными участниками рынка. На меняющемся рынке невозможно рассчитывать на успешную реализацию проекта без информации о существенно изменившихся запросах целевой аудитории и конкурентного окружения.
Агентства недвижимости.
В активной фазе рыночных изменений, меняется и роль агентств недвижимости, которые по факту давно перестали быть просто посредниками в продажах, и оказывают всестороннюю консалтинговую поддержку. Одной из причин, приведших к банкротству компаний застройщиков, является неспособность застройщиков самостоятельно планировать и организовать продажи. Наличие сильного бренда агентства недвижимости не может и не должно являться 100% гарантией от неудач (основная ответственность на девелопере), но существенно повышает шансы проекта на успех.
Качество планирования и управление проектом - резерв для улучшения экономики проектов девелопмента.
Один из выводов по итогам мероприятия - усиливающиеся требования к срокам и качеству планирования проектов. Для сохранения своих позиций на рынке команды проектов вынуждены будут переходить от «они сначала делали, а потом не думали» к «семь раз отмерь…». Также, существенно возрастают требования к квалификации сотрудников девелоперских компаний и к качеству взаимодействия команд проектов внутри компании и с внешними контрагентами.
Взаимодействие с подрядными строительными организациями.
Большой потенциал для улучшения экономики проектов на данный момент скрыт в процессах выстраивания отношений со строителями. От вопросов, «что мы оцениваем только стоимость работ или все же репутацию подрядчика и ценность для проекта» до тем взаиморасчетов и корректного исполнения прочих договорных обязательств. Практика доказывает, что «низкая» стоимость работ подрядчика не является гарантией «низкой» себестоимости строительства и соблюдения сроков строительства. Нравится это кому-то или нет, для получения качественного результата, девелоперы будут вынуждены переходить от «выжимания всех соков» к выстраиванию партнерских, конструктивных отношений с контрагентами.
Технологии в строительстве и управлении.
Снижение себестоимости строительства - один из вечных вызовов. Сегодня в России уже внедрены технологии, позволяющие не только существенно снижать затраты на строительство, но и одновременно улучшать потребительские характеристики объектов. Что и было доказано на конкретных примерах, уже реализованных на территории нашей страны. Разумеется, освоение новых технологий связано с рядом сложностей. Основная проблема внедрения - нежелание что-то менять и старые привычки. Тем не менее, выгоды от внедрения новаций могут перевешивать все возможные издержки и обеспечивать долгосрочные конкурентные преимущества. В среднесрочной перспективе лидерские позиции будут принадлежать компаниями, которые будут уделять внимание технологиям на постоянной основе (поиск, изучение, внедрение). Применение новых строительных технологий связано с корректировкой управленческих моделей - вызов для акционеров компаний и их штатных управленцев. Не все смогут адаптироваться к изменениям, но это не противозаконно - выживание не является обязанностью.
Архитектура, дизайн, благоустройство.
Утверждение о том, что «целевая аудитория «стандарт» и «комфорт» класса интересуется лишь ценой» опровергается статистикой по динамике продаж в тех комплексах, девелоперы которых уделяют большое внимание и архитектуре, и дизайну общественных зон, и благоустройству. Именно таким проектам отдается предпочтение покупателей.
Коммерческая и социальная инфраструктура.
Сегодняшний покупатель жилья предъявляет повышенные требования к качеству социальной, жилой и транспортной инфраструктуры. Современные проекты становятся настолько сложными, что квалификации штатных сотрудников девелоперских компаний становится явно недостаточно. Обеспечить наиболее качественное планирование и реализацию перечисленных элементов инфраструктуры могут консалтинговые подразделения организаций, специализирующихся на данных темах - консалтинговых компаний, профильных исследовательских Институтов, имеющих соответствующую экспертизу и успешный опыт реализации проектов.
Управление жизненным циклом.
Качество оценки потребителям ЖК эволюционирует. От примитивной оценки планировочных характеристик квартиры покупатели перешли к комплексной оценке среды, в которой им предстоит жить. В ближайшие годы потребитель станет достаточно информирован, чтобы оценивать не только стоимость покупки квартиры, но все затраты, связанные с проживанием в конкретном ЖК, включая, но не ограничиваясь стоимостью содержания жилища.
Другими словами, преимущества на рынке получат те девелоперы, которые обеспечат своим покупателям не только качество строительства, но и качество управления той средой для жизни, которую они обещают в своих рекламных заявлениях. Не соответствие рекламных обещаний и реальности будет все «больнее" сказываться на репутации девелоперов и снижать интерес к их дальнейшим проектам. Мир стал прозрачный. Существующие на данный момент управленческие и технологические решения, включая BIM, позволяют упростить решения задач и добиваться обозначенных целей.
Потребитель ждет от бренда девелопера не управления проектом, а управления жизненным циклом объекта, где девелопмент - всего лишь часть процесса.
Презентации спискеров:
Александр Лунев (ГК ИНЖГЛОБАЛ).pdf
Александра Мамохина (Level Group).pdf
Анастасия Борисова (АРКОН).pdf Антон Разиньков (АПЕКС).pdf
Денис Кусенков (ARTEZA).pdf
Мария Герасимова (Метриум).pdf
Марк Сафронов (AM.PROEKTUS).pdf
Ольга Великая (ООО «Ривер Парк»).pdf Роман Соколов (Est-a-tet).pdf